1 апреля 2014 года в Новгородской областной специальной библиотеке для незрячих и слабовидящих «Веда» состоится презентация новой книги Ирины Кузьминой «Козулька-забавушка — прянику бабушка».
Ирина Викторовна Кузьмина — современная сказительница, сохраняющая для нас с вами обычаи и культурные традиции деревенской жизни, полухристианские-полуязыческие обряды наших предков, то, что в научной литературе принято называть деревенским православием.
Новгородские козульки — разнообразные фигурки, вылепленные из солёного теста. Это и козы, и коровы, и собаки, и птицы и совсем непонятные звери…  В недалёком прошлом деревенские жители их использовали в повседневной жизни. Они принимали участие в христианских праздниках, использовались в обрядах сговора и свадьбы, помогали воспитывать детей, защищали от болезней, напастей и всяких неприятностей.
Многие этнографы считают, что козули из ржаной муки ведут своё происхождение из северных земель — Архангельской и Мурманской областей, тем более, что в Поморье это уже раскрученный бренд — в небольшой деревушке Кузрека проводится праздник поморской козули, который собирает народных умельцев со всей России и из зарубежных стран. Но самое удивительное, что сами мурманчане, которые занимаются изготовлением этих козуль, считают, что их предки привезли эту традицию из… Новгорода. Долгое время считалось, что на новгородской земле утрачены приёмы изготовления этих фигурок и обряды с ними связанные, а оказалось вот они — рядом с нами в Старорусском районе и самой Старой Руссе… Пережили и войны, и советские времена, жили в деревне вместе с колхозным строем и атеизмом, вероятно, видоизменялись и приспосабливались, однако устояли под ветрами перемен и только полное уничтожение деревень смело их окончательно с новгородской земли.
Ирина Кузьмина оказалась единственной наследницей того большого народа, населявшего Приильменье, которая запомнила, выучила наизусть со слов мамы и бабушки не только рецепт изготовления фигурок, но и присказки, прибаутки, обряды, которые с ними были связаны. Если про поморскую козулю говорят: «Приносит счастье и достаток в дом», архангельские козули — это съедобные пряники к рождеству, то без новгородской козули в деревне не обходилось ни одно дело. Главная забота крестьянина — урожай и новгородские козули участвуют и в посевной, и в сборе урожая, и даже охраняют посевы от непрошеных гостей. Родился в семье ребёнок — лепят для него козулек-ангелов и вешают над колыбелькой — и охраняет и развлекает. Полюбилась парню девица — в свадебном сговоре участвует козуля, да и в самой свадьбе тоже. Сговариваются мужики о какой-то работе, — и тут без козули не обошлось. Подросли дети, начали в поле работать и козулька на подоконнике расскажет об этом всем соседям, да не только, что в поле вышел, но и как работал — коли косо стоит — плохо работал, ленился. Попробуй-ка поленись, если вся деревня тут же об этом знать будет…
Обо всём этом вы сможете прочитать в книге. Она будет интересна любому читателю, но особенно полезна людям, интересующимся и использующим в своей деятельности обряды и традиции русского народа, педагогам, этнографам, организаторам праздников.
О. В. Запольская
PS Книгк в формате lkf можно скачать перейдя к списку изданий

список новостей