ГБУК «Новгородская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих «Веда»

Новые поступления по тифлопедагогике

(III – IV квартал 2020 г.)
Библиографический указатель
 
 
Библиографический указатель подготовлен Новгородской областной специальной библиотекой для незрячих и слабовидящих «Веда». Он включает описание новых поступлений по офтальмологии, тифлопедагогике: дошкольной и школьной, тифлопсихологии и тифлосурдопедагогике.
Для специалистов–тифлопедагогов, студентов, обучающихся по специальности «Дефектология. Коррекционная педагогика», для родителей детей с нарушениями зрения.
 
Тифлопедагогика. Общие вопросы
1. Алшынбекова, Г. К.,
Сенсорная интеграция в развитии детей с нарушениями зрения / Алшынбекова Г. К., Енбекова Р. Ж. // Научный альманах. – 2020. – № 4-2(66). – С. 48-51 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://ukonf.com/doc/na.2020.04.02.pdf (3.12.2020).
В статье описана значимость сенсорной интеграции, которая происходит в центральной нервной системе. Это процесс организации ощущений, поступающих одновременно от разных сенсорных систем, который является достаточно значимым в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения.
2. Батмунх, М.
Индивидуальная программа обучения для детей с нарушениями в развитии / Батмунх Мунхоо // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 2. – С. 63-70.
Представлен один из продуктов совместной работы педагогов Монголии и Японии – два варианта Индивидуальной программы. Оба варианта отличаются компактностью и содержательной наполняемостью.
3. Вачеян, Л. А.
Значение цветовосприятия в развитии ориентации в пространстве у лиц с нарушением зрения / Вачеян Л. А., Иванова М. Д. // Технологии сопровождения специального и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья : материалы междунар. науч.-практ. конф. «Чтения Ушинского», [5-6 марта 2020 г.] / под. науч. ред. Л. Ф. Тихомировой. – Ярославль, 2020. – С. 108-113 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru (3.12.2020).
Статья посвящена проблеме использования остаточных зрительных возможностей при обучении лиц с нарушением зрения ориентировке в пространстве. Раскрыты понятия ориентировки и мобильности незрячих людей. Отмечены значение и роль цветовосприятия в развитии ориентировки в пространстве слепых и слабовидящих. Приведены примеры методик развития цветовосприятия у лиц с нарушением зрения.
4. Компьютерная программа "Конструктор программ учителя-дефектолога" как инструмент для разработки индивидуальных программ коррекционно-развивающей работы / А. В. Мамаева [и др.] // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 1. – С. 119-125. – Библиогр.: с. 125 (3 назв.). – (Из опыта работы).
Представлена программа, разработанная в помощь учителям-дефектологам для организации их работы.
5. Махкамов, Г. М.
Педагогические и психологические проблемы обучения детей с нарушениями зрения / Г. М. Махкамов, Р. Я. Рузматов // Science and world = Наука и мир. – 2020. – № 4 (80), вып. II. – С. 84-86 ; То же [Электронный ресурс]. – URL:
http://scienceph.ru/f/science_and_world_no_4_80_april_vol_ii.pdf (3.12.2020).
Рассматриваются феномен нарушения зрения, коррекционная работа и условия ее организации, инновационные педагогические аспекты обучения детей с нарушениями зрения, социальная поддержка и социальная педагогика.
6. Меженцева, Г. Н.
Из отчета попечителя училища о состоянии учебно-воспитательной части в Смоленском училище слепых в 1903 году / Г. Н. Меженцева // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 2. – С. 126-131. – Библиогр.: с. 131 (9 назв.). – (Страницы истории).
Архивные материалы. Информация о педагогических кадрах, количестве воспитанников в каждом классе, их возрасте, происхождении, вероисповедании. Подробно изложены моменты рабочего дня учащихся, расписание уроков, сведения о поведении и успехах учащихся, смета ремесленной мастерской и другие сведения.
7. Сосина, A. B.
Диагностика и коррекция манипулятивной функции у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования / Сосина A. B., Харитонова Е. И. // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 3. – С. 41-51.
Авторами представлена карта обследования манипулятивной функции рук.
Гигиена зрения. Профилактика заболеваний глаз.
Офтальмология
8. Зайцева, А. В.
Характеристика зрения у школьников начальных классов / Зайцева А. В. [и др.] ; науч. рук. Попова Н. М. // Modern Science. – 2020. – № 5-3. – С. 462-465 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru (3.12.2020).
Основные факторы, влияющие на снижение зрения у детей младшего школьного возраста, рекомендации по профилактике миопии.
9. Кригер, Г. С.
Организационно-педагогические условия сбережения зрения обучающихся / Кригер Гульнара Сабировна // Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации: сб. науч. тр. XII Международ. науч.-практ. конф. «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами», 25 января 2020 г. В 2 ч. – 2020. – Ч. II. – С. 19-23 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru (3.12.2020).
Вопросы использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Анализ условий, необходимых для сбережения зрительного здоровья и профилактике снижения зрения у обучающихся.
10. Малева, З. П.
Профилактика нарушений зрения через формирование готовности к овладению навыками письма / Малева Зинаида Петровна, Верясова Елена Сергеевна // Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации: сб. науч. тр. XII Международ. науч.-практ. конф. «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами», 25 января 2020 г. В 2 ч. – 2020. – Ч. II. – С. 355-358 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru (3.12.2020).
Представлен опыт сохранения зрения через обучение ребенка дошкольного возраста правильной посадке и умению держать ручку. Рассмотрены основные причины нарушений зрения и изложены способы их профилактики у детей в дошкольных образовательных организациях.
11. Мелкикян, Л. Г.
К проблеме охраны зрения и профилактики ее нарушений у учащихся начальных классов / Мелкикян Лусине Григоревна // Современные научные исследования : актуальные вопросы, достижения и инновации : сб. ст. XIII Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза, 2020. – С. 233-235 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru (3.12.2020).
Проблема школьной близорукости у учащихся начальных классов.
Дошкольная педагогика
12. Андреева, М. Б.
Начальная коррекция оптико-пространственных проблем у детей 6-7 лет / Андреева М. Б. // Логопед. – 2020. – № 5. – С. 28-32. – Библиогр. в конце ст. – (Предлагаем обсудить).
Технология коррекции оптико-пространственных проблем старших дошкольников, формирование беглости взгляда. Приемы соотнесения букв со звуками.
13. Анисимова, А. Н.
Организация и содержание работы ЦПМПК по определению образовательных маршрутов обучающихся раннего и дошкольного возраста с нарушением зрения / А. Н. Анисимова, И. А. Ильѐва // Инклюзивное образование и психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ и инвалидов: от раннего возраста до профессиональной подготовки. Региональные практики и модели: сб. науч. ст. / отв. ред. Л. М. Кобрина. – Санкт-Петербург, 2020. – С. 13-18 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru (3.12.2020).
С целью улучшения качества работы ДОУ компенсирующего вида с детьми раннего и дошкольного возраста, имеющими различные нарушения зрения, в ГБУ ЦДК Санкт-Петербурга реализуется психолого-педагогическая диагностика, ставящая целью раннее выявление нарушений зрения и определение адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с нарушением зрения.
14. Артемова, Н. В.
Пойми меня : занятие для детей 6-7 лет / Артемова Н. В., Ефтифеева Н. Н. // Логопед. – 2020. – № 2. – С. 103-107. – (Добрые странички).
Конспект занятия, направленного на развитие толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья (глухонемым, слабовидящим, слепым).
15. Артышко, Е. С.
Особенности обучения правилам эвакуационных мероприятий дошкольников с ОВЗ по зрению / Е. С. Артышко // Физическая культура, спорт, безопасность жизнедеятельности: актуальные проблемы, достижения и перспективы : сб. науч. тр. … / под ред. Р. С. Ткача, Е. Н. Ткач. – Хабаровск, 2020. – С. 28-32 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru (3.12.2020).
В статье дан обзор методики обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ по зрению эвакуационным мероприятиям из образовательного учреждения в критической ситуации.
16. Бадьина, Ю. А.
Особенности развития связной монологической речи у дошкольников с нарушением зрения / Ю. А. Бадьина, Т. В. Слюсарская // Логопедия в образовании, здравоохранении и социальной сфере : региональный аспект : материалы межрегион. науч.-практ. конф. [Электронный ресурс] / под ред. Н. А. Степановой, С. Г. Лещенко. – Тула, 2020. – С. 114-116 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru (3.12.2020).
В статье представлены материалы, касающиеся проблемы развития связной монологической речи у дошкольников с нарушением зрения; подобрана, разработана и апробирована диагностическая программа; описаны итоговые результаты исследования.
17. Балуева, Д. И.
Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения посредством дидактических игр / Балуева Дария Игоревна ; Поволжский гос. технологический ун-т // Дошкольное детство: теория, методика, практика : сб. ст. – Йошкар-Ола, 2020. – С. 330-333 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru (3.12.2020).
Важные аспекты коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения, обзор дидактических игр для развития зрительного восприятия.
18. Баранова, Г. А.
Некоторые аспекты коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с нарушением зрения / Баранова Галина Анатольевна, Плащанская Людмила Владимировна, Еремеева Марина Витальевна // Вестник ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО ТО". Тульское образовательное пространство. – 2020. – № 2. – С. 10-14 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru (3.12.2020).
Сопровождение детей с нарушением зрения в условиях дошкольной образовательной организации: система работы психолога, логопеда, дефектолога.
19. Белоусова, А. А.
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения с использованием дидактического материала «Дары Фребеля» / Белоусова А. А. // Специальное образование XXI века: от ранней помощи до профессиональной подготовки: сб. науч. тр. / отв. ред. Л. М. Кобрина. – Санкт-Петербург, 2020. – С. 17-19 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru (3.12.2020).
Развитие тактильных ощущений у младших дошкольников с нарушением зрения.
20. Боровская, Л. В.
Коррекционные игры и упражнения для детей старшего возраста с нарушением зрения / Л. В. Боровская, Н. Ю. Киреева. // Вопросы дошкольной педагогики. – 2020. – № 2 (29). – С. 49-50. – (Методическая копилка (конспекты, сценарии) ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://moluch.ru/th/1/archive/155/4826/ (3.12.2020).
Конспект мероприятия.
21. Бояринцева, А.
Кинезиологические ритмические игры / Анна Бояринцева // Обруч. – 2020. – № 3. – С. 13-15. – (Психолог: журнал в журнале).
Игры на развитие чувства ритма, внимания, речи, координации тела, «глаз-рука», для сплочения группы детей.
22. Бурматова, А. С.
Исследование устной речи у дошкольников с нарушением органов зрения / Анна Сергеевна Бурматова, Надежда Ивановна Отева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2020. – № 2 (46). – С. 34-38 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru (3.12.2020).
Анализ данных зарубежных и российских источников по проблеме изучения устной речи дошкольников с нарушением органов зрения.
23. Бусоргина, Е. В.
Развитие чувственного опыта у ребенка дошкольного возраста с нарушением зрения / Е. В. Бусоргина // Образование обучающихся с сенсорными и бисенсорными нарушениями: теория и практика современности: материалы Всерос. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов и аспирантов, Красноярск, 27 апр. 2020 г. [Электронный ресурс] / отв. ред. О. Л. Беляева, А. В. Жарова ; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. – Красноярск, 2020. – С. 51-53 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru (3.12.2020).
Опыт работы с ребенком дошкольного возраста с нарушением зрения.
24. Взаимодействие участников педагогического процесса в обучении, коррекции, развитии и воспитании детей, имеющих нарушения зрения, в рамках ФГОС ДОУ: сб. метод. материалов / сост. О. Н. Шпигарева. – Чебоксары : ИД «Среда», 2020. – 172 с. ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://phsreda.com/ru/action/173/info (3.12.2020).
В сборнике представлен опыт практической работы педагогов государственных бюджетных дошкольных образовательных учреждений – детских садов № 2 и № 21 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга. Данный сборник представляет собой авторские разработки педагогов: конспекты НОД с детьми для разных возрастных групп; конспекты мероприятий, проводимых совместно с родителями; описания игр с использованием дидактических пособий.
25. Горелова, М. А.
Проект "Поймай радугу" : мини-чудеса своими руками / Горелова Марина Александровна // Коррекционная педагогика. Вопросы и ответы. – 2020. – № 3 (9). – С. 84-85. – (Дидактическая копилка).
Исследовательский проект, реализованный с подгруппой детей 4-5 лет, имеющих функциональные расстройства зрения.
26. Грищенко, Т. А.
Программно-методическое обеспечение слепого дошкольника / Т. А. Грищенко // Образование обучающихся с сенсорными и бисенсорными нарушениями: теория и практика современности: материалы Всерос. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов и аспирантов, Красноярск, 27 апр. 2020 г. [Электронный ресурс] / отв. ред. О. Л. Беляева, А. В. Жарова ; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. – Красноярск, 2020. – С. 11-13 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru (3.12.2020).
Представлены пути решения проблемы методического обеспечения в обучении слепого дошкольника: использование Монтессори-среды, приобретение промышленных пособий для слепых, изготовление пособий совместно с воспитанником из различных нетрадиционных материалов.
27. Гулякина, Н. Н.
Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения с помощью специальных игр и упражнений / Гулякина Н. Н. // Технологии сопровождения специального и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья : материалы междунар. науч.-практ. конф. «Чтения Ушинского», [5-6 марта 2020 г.] / под. науч. ред. Л. Ф. Тихомировой. – Ярославль, 2020. – С. 127-131 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru (3.12.2020).
Рассмотрены проблемы развития мелкой моторики у дошкольников с патологией зрения. Особое внимание автор уделяет методам и принципам педагогической деятельности, способствующим повышению уровня осуществления когнитивных функций, успешной социализации и интеграции детей с ОВЗ в окружающее жизненное пространство.
28. Егорова, М. А.
Методика музыкально-ритмического воспитания слабовидящих детей дошкольного возраста на основе педагогической системы Карла Орфа / М. А. Егорова, Т. М. Рабина // Художественное образование и наука. – 2020. № 1 (22). – С. 155-161 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru (3.12.2020).
Методика музыкально-ритмического воспитания слабовидящих детей дошкольного возраста на основе педагогической системы Карла Орфа в процессе музыкальных занятий в детском саду направлена на развитие речи, образного мышления, эмоциональной отзывчивости слабовидящих детей, их коммуникабельности и креативности, а также на работу по координации движений.
29. Ермолова, Н. В.
Идѐм в гости к кукле / Н. В. Ермолова, О. В. Трошина // Ребѐнок в детском саду. – 2020. – № 6. – С. 51-53. – (Интегрированные занятия).
Конспект занятия с детьми раннего возраста на обследование предметов, выделение их цвета, формы, величины.
30. Жиленкова, А. В.
Методы и технологии развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе психолого-педагогического сопровождения / Жиленкова Анастасия Викторовна // Трибуна ученого. – 2020. – № 10. – С. 468-481 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru (3.12.2020).
Рассказывается об эмоциональном опыте ребѐнка, который он приобретает только в том случае, если организация игр и занятий строятся таким образом, чтобы дети почувствовали необходимость друг в друге, поняли значение взаимопомощи. Описывается целесообразность развития эмоциональной сферы детей посредством комплекса психогимнастических игр и упражнений.
31. Зязева, И. В.
Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения как основа накопления лексического запаса / И. В. Зязева, Т. В. Слюсарская // Логопедия в образовании, здравоохранении и социальной сфере : региональный аспект : материалы межрегион. науч.-практ. конф. [Электронный ресурс] / под ред. Н. А. Степановой, С. Г. Лещенко. – Тула, 2020. – С. 133-135 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru (3.12.2020).
Способы накопления лексического запаса и развития речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения посредством развития воображения.
32. Исайченкова, Н. В.
Особенности логопедической работы по подготовке детей с нарушениями зрения к школе / Исайченкова Наталья Валерьевна // Фундаментальная и прикладная наука: состояние и тенденции развития: сб. ст. V Междунар. науч.-практ. конф., (29 мая 2020 г.) – Петрозаводск, 2020. – С. 9-14 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru (3.12.2020).
Особенности речевого развития детей с патологиями зрения, влияние нарушений речи на процесс формирования готовности детей данной категории к обучению в школе.
33. Исупова, Д. И.
Профилактика дисграфии у дошкольников с нарушением зрения / Дария Ивановна Исупова, Наталья Николаевна Шешукова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2020. – № 2 (46). – С. 76-79 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru (3.12.2020).
Коррекционная логопедическая работа по профилактике дисграфии у дошкольников с нарушением зрения.
34. Коврова, Е. Е.
Методические рекомендации по формированию основ пожарной безопасности у детей с нарушениями зрения (косоглазием, амблиопией) / Е. Е. Коврова, С. Б. Аверьянова // Дошкольная педагогика. – 2020. – № 7. – С. 43-45.
Формирование основ пожарной безопасности у старших дошкольников с нарушением зрения.
35. Казанцева, Г. П.
Использование макетов и моделей в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения / Казанцева Галина Павловна, Константинова Светлана Александровна // Коррекционно-развивающая среда и инклюзивная практика помощи детям с ОВЗ: материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (22 мая 2020 г.) / отв. ред. Н. А. Одинокова. – Новосибирск, 2020. – С. 51-58 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru (3.12.2020).
Представлен опыт использования наглядного моделирования и игровых макетов с детьми с нарушением зрения. Авторы описывают цели и значение включения в коррекционную работу с детьми с проблемами зрения макетов, изготовленных руками педагогов.
36. Копытина, И. Ю.
Оценка объема и содержания обобщающих понятий старших дошкольников со зрительной депривацией / И. Ю. Копытина // Современная наука: проблемы и перспективы развития. IV Междунар. науч.-практ. конф. : сб. ст. : в 3 ч. / под ред. А. Э. Еремеева. – Омск, 2020. – Ч. 3. – С. 27-32 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru (3.12.2020).
В статье отражены результаты изучения объема и содержания обобщающих понятий старших дошкольников со сниженным зрением. Приведены примеры неверного обобщения и словесного наименования предметов быта, объектов природы. Обоснована необходимость формирования у этих детей обобщающих понятий совместными усилиями специалистов и родителей.
37. Кривцова, Е. А.
Аппликация как средство развития познавательной активности у дошкольников с нарушением зрения / Кривцова Е. А. // Технологии сопровождения специального и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья : материалы междунар. науч.-практ. конф. «Чтения Ушинского», [5-6 марта 2020 г.] / под. науч. ред. Л. Ф. Тихомировой. – Ярославль, 2020. – С. 144-148 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru (3.12.2020).
Опыт работы по развитию познавательной активности дошкольников с нарушением зрения через аппликацию.
38. Кузнецова, Г. Г.
Использование нетрадиционной техники рисования «солевая акварель» как средство развития зрителльно-моторной координации у дошкольников с нарушениями зрения / Кузнецова Галина Геннадьевна // Коррекционно-развивающая среда и инклюзивная практика помощи детям с ОВЗ: материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (22 мая 2020 г.) / отв. ред. Н. А. Одинокова. – Новосибирск, 2020. – С. 85-88 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru (3.12.2020).
Система работы по изготовлению картин с помощью соли, акварели и клея, как средство развития зрительных функций и зрительно-моторной координации детей с нарушением зрения.
39. Курбамуратова, З.
Литературное произведение как средство формирования действенности речи у детей дошкольного возраста с отклонениями зрения / З. Курбамуратова // Матрица научного познания : науч. электрон. ж-л. – 2020. – № 7. – С. 217-219 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru (3.12.2020).
Особенности восприятия произведений художественной литературы детьми старшего дошкольного возраста с отклонением зрения.
40. Левошко, Е. В.
Гармонизация отношений в семье ребѐнка с нарушениями зрения / Е. В. Левошко // Молодой ученый. – 2020. – № 4 (294). – С. 258-261 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://moluch.ru/archive/294/66644/ (3.12.2020).
Рассматриваются этапы, психолого-педагогические приѐмы в работе с родителями. Раскрываются направления и формы работы с семьѐй ребѐнка с нарушениями зрения. Перечисляются рекомендации по преодолению трудностей, которые возникают при обучении и воспитании таких детей.
41. Лещенко, С. Г.
Преодоление трудностей в овладении звуко-буквенными обозначениями у старших дошкольников с нарушением зрения / С. Г. Лещенко, К. В. Захарова // Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве : сб. науч. тр. по результатам Междунар. науч.-практ. он-лайн конф., посвященной 75-летию ООН, 27-29 апр. 2020 г. – Магнитогорск, 2020. – С. 51-55 ; То же: Логопедия в образовании, здравоохранении и социальной сфере : региональный аспект : материалы межрегион. науч.-практ. конф. [Электронный ресурс] / под ред. Н. А. Степановой, С. Г. Лещенко. – Тула, 2020. – С. 128-132 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru (3.12.2020).
Анализ литературных источников по проблеме нарушения процесса овладения звуко-буквенными обозначениями дошкольников с нарушениями зрения; содержание и результаты диагностики нарушения процесса овладения звуко-буквенными обозначениями у старших дошкольников с нарушением зрения. Описание метода наглядного моделирования.
42. Макарова, О. С.
Организация работы по социальной адаптации детей с нарушением зрения в условиях ДОУ / Макарова Ольга Сергеевна // Коррекционно-развивающая среда и инклюзивная практика помощи детям с ОВЗ: материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (22 мая 2020 г.) / отв. ред. Н. А. Одинокова. – Новосибирск, 2020. – С. 89-96 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru (3.12.2020).
Представлена характеристика видов нарушений зрения, раскрыто понятие, структура и аспекты социальной адаптации, рассмотрены методические особенности организации образовательного процесса по развитию социальной адаптации детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
43. Мельникова, Т. А.
К вопросу об особенностях сформированности коммуникативных навыков дошкольников с нарушением зрения в условиях инклюзивного образования / Т. А. Мельникова ; науч. рук. Т. А. Грищенко // Образование обучающихся с сенсорными и бисенсорными нарушениями: теория и практика современности : материалы Всерос. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов и аспирантов, Красноярск, 27 апр. 2020 г. [Электронный ресурс] / отв. ред. О. Л. Беляева, А. В. Жарова ; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. – Красноярск, 2020. – С. 54-56 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru (3.12.2020).
Результаты констатирующего эксперимента. На основе проведенного исследования авторами были выявлены особенности понимания и использования вербальных и невербальных средств общения детей с
функциональными расстройствами зрения в сравнении с нормально развивающимися детьми.
44. Микляева, Н.
Рекомендации к проведению совместных занятий в инклюзивной группе: индивидуально-дифференцированный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья / Наталья Микляева // Детский сад от А до Я. – 2020. – № 5. – С. 92-102. – (Коррекционная работа).
Методические рекомендации для воспитателей и специалистов.
45. Митина, Е. А.
Особенности коррекции звукопроизношения у детей с нарушением зрения / Митина Е. А. // Логопед. – 2020. – № 6. – С. 36-40. – Библиогр. в конце ст. – (Приглашаем на занятие).
Особенности занятий по коррекции звукопроизношения для детей с функциональными расстройствами зрения. Игры и упражнения на развитие зрительных функций, ориентировки в малом пространстве, развитие сенсорных эталонов.
46. Нечаева, А.
«Колобок»: умный тренажер / Анастасия Нечаева // Обруч. – 2020. – № 3. – С. 37-38. – (Единое пространство детства).
Авторское пособие «Колобок» для проведения зрительной гимнастики с малышами с двух лет.
47. Одинцова, А. А.
Направления формирования навыков ориентации и мобильности в пространстве, необходимые для работы со старшими дошкольниками с нарушениями зрения / А. А. Одинцова, Т. В. Слюсарская // Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве : сб. науч. тр. по результатам Междунар. науч.-практ. он-лайн конф., посвященной 75-летию ООН, 27-29 апр. 2020 г. – Магнитогорск, 2020. – С. 112-116 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru (3.12.2020).
Направления коррекционной работы со старшими дошкольниками с нарушениями зрения, направленные на формирование пространственной ориентировки как основы навыков самостоятельной жизни.
48. Петроченкова, Т. Б.
Методика оценивания графомоторных навыков в системе работы логопеда для детей дошкольного возраста с нарушением зрения / Петроченкова Татьяна Бактыбековна // Теория и практика современной науки : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф., 17 июня 2020 г., г. Пенза. В 2 ч. – Пенза, 2020. – Ч. 2. – С. 146-148 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru (3.12.2020).
Целью работы является разработка предложения по подбору методик выявления особенностей формирования графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с нарушением зрения, системы оценивания и определения содержания логопедической работы с учетом характера и степени нарушения.
49. Пристанскова, Н. И.
Значение экологического воспитания детей с нарушением зрения в коррекционной работе учителя-дефектолога / Н. И. Пристанскова // Биоразнообразие и антропогенная трансформация природных экосистем: матер. VIII Всерос. науч.-практ. конф. (Балашов, 23-24 апреля 2020 года) / под ред. М. А. Заниной. – Саратов, 2020. – С. 177-180 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru (3.12.2020).
Экологическая тропа, метод наглядности, дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников с нарушением зрения.
50. Проглядова, Г. А.
Формы развития познавательной мотивации у старших дошкольников с функциональным расстройством зрения / Г. А. Проглядова, М. В. Быкова, Л. Н. Энгель // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 1. – С. 66-78. – Библиогр.: с. 77-78 (12 назв.). – (Методическая копилка).
Описаны особенности и приведены примеры развития познавательной мотивации у старших дошкольников с функциональным расстройством зрения.
51. Ремезова, Л. А.
Новые возможности развития технической конструктивной деятельности дошкольников с нарушением зрения / Л. А. Ремезова // Специальное образование. – 2020. – № 1. – С. 69-83. – Библиогр.: с. 80-82 (24 назв.).
Рассматриваются новые подходы к построению образовательного процесса по организации и развитию технической конструктивной деятельности дошкольников с нарушением зрения 3-7 лет.
52. Ромашкина, М. А.
Использование сенсорных дорожек в развитии тактильного восприятия детей с нарушением зрения / Ромашкина М. А. // Технологии сопровождения специального и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья : материалы междунар. науч.-практ. конф. «Чтения Ушинского», [5-6 марта 2020 г.] / под. науч. ред. Л. Ф.
Тихомировой. – Ярославль, 2020. – С. 103-107 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru (3.12.2020).
Рассматривается проблема особенностей сенсорного развития детей дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения. Особое внимание уделяется вопросу развития компенсаторных функций осязания при зрительном дефекте. Предлагаются варианты авторских игровых упражнений, способствующих развитию тактильного восприятия детей.
53. Сергеева, И. А.
Особенности развития зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения / И. А. Сергеева // Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве : сб. науч. тр. по результатам Междунар. науч.-практ. он-лайн конф., посвященной 75-летию ООН, 27-29 апр. 2020 г. – Магнитогорск, 2020. – С. 82-87 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru (3.12.2020).
Исследовательская работа по выявлению специфики развития зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
54. Слюсарская, Т. В.
Особенности межличностного общения у детей с нарушением зрения / Т. В. Слюсарская, Е. А. Романова // Логопедия в образовании, здравоохранении и социальной сфере : региональный аспект : материалы межрегион. науч.-практ. конф. [Электронный ресурс] / под ред. Н. А. Степановой, С. Г. Лещенко. – Тула, 2020. – С. 104-106 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru (3.12.2020).
Специфика межличностного взаимодействия и общения детей дошкольного возраста со зрительными нарушениями со взрослыми и сверстниками, возможности коррекционной работы.
55. Слюсарская, Т. В.
Особенности развития коммуникативного общения у детей с нарушением зрения / Т. В. Слюсарская, А. Е. Яценко // Логопедия в образовании, здравоохранении и социальной сфере : региональный аспект : материалы межрегион. науч.-практ. конф. [Электронный ресурс] / под ред. Н. А. Степановой, С. Г. Лещенко. – Тула, 2020. – С. 107-109 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru (3.12.2020).
Качественные особенности развития речи и общения старших дошкольников со зрительной депривацией (страбизм и амблиопия).
56. Слюсарская, Т. В.
Особенности экспрессивной речи у детей дошкольного возраста со зрительной патологией / Т. В. Слюсарская, М. А. Бадьина // Логопедия в образовании, здравоохранении и социальной сфере : региональный аспект : материалы межрегион. науч.-практ. конф. [Электронный ресурс] / под ред. Н. А. Степановой, С. Г. Лещенко. – Тула, 2020. – С. 56-58 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru (3.12.2020).
Диагностика особенностей речевого развития детей с нарушением зрения дошкольного возраста.
57. Слюсарская, Т. В.
Развитие наглядно-образного мышления как компонент речевого развития у старших дошкольников с нарушением зрения / Т. В. Слюсарская, А. В. Кирякина // Логопедия в образовании, здравоохранении и социальной сфере : региональный аспект : материалы межрегион. науч.-практ. конф. [Электронный ресурс] / под ред. Н. А. Степановой, С. Г. Лещенко. – Тула, 2020. – С. 100-103 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru (3.12.2020).
Проблемы и особенности развития наглядно-образного мышления как компонента речевого развития у старших дошкольников с нарушением зрения.